Первый этап собеседования, как правило, ознакомительный. Во время его проведения HR-менеджер составляет о специалисте общее мнение. Второй этап интервью можно назвать практическим. Кандидат общается уже непосредственно с линейным руководителем, которого больше всего волнуют квалификация претендента на должность, его опыт, обязанности на предыдущих местах работы, достижения, а также личные качества.
Как подготовиться к собеседованию на должность менеджера по маркетингу, например необходимо будет продавать потолочные светильники?
Здравствуйте! Меня пригласили на второй этап собеседования на должность менеджера по маркетингу (фирма является интернет-оператором). Меня очень заинтересовала эта работа, и я хочу ее получить. Подскажите, как мне успешно пройти собеседование, как к нему подготовиться, будут выбирать между двумя кандидатами. Заранее благодарна!
Алена
Марина Бондарева, директор департамента развития кадрового агентства Top Personnel:
– Прежде всего нужно сопоставить свой профессиональный опыт и навыки с требованиями вакансии. Расставить приоритеты по своему функционалу и компетенциям, которые будут наиболее востребованы на данной позиции.
Алене важно быть готовой рассказать о своих достижениях на предыдущих местах, т. е. о разработанных и успешно реализованных маркетинговых мероприятиях, их результатах и способах отслеживания их эффективности.
Необходимо подготовиться ответить на вопросы по основам маркетинга, например:
Обозначьте схему определения целевой аудитории потребителей нашего товара.
Как вы рассчитывали емкость рынка по такому-то продукту, например, по Центральному региону на предыдущем месте работы? (Или рассчитывали бы по продукту, который продает наша компания?)
Если емкость рынка по вашей товарной группе исчерпана, какие возможны пути увеличения роста продаж?
Каким образом рассчитать эффективность рекламной кампании, чтобы определить именно этот параметр работы, а не качество работы продавцов?
В каких случаях высокая цена является преимуществом товара?
Приведите примеры искусственного формирования потребностей и обоснуйте схему такого формирования.
Готовиться к интервью необходимо, но нужно также понимать, что все возможные варианты вопросов предусмотреть нельзя
Готовиться к интервью необходимо, но нужно также понимать, что все возможные варианты вопросов предусмотреть нельзя. Залог успешного прохождения собеседования – уверенность в себе, соблюдение этики делового общения и позитивный настрой! Желаю удачи!
Каролина Панферова, директор по развитию бизнеса рекрутингового агентства LYTE Recruitment Services:
– Для того чтобы успешно пройти собеседование, необходимо в первую очередь понимать, какие задачи предстоит решать на новом месте работы. Если это уже второе собеседование, то Алена, скорее всего, узнала об этих задачах на первом этапе.
Время на интервью ограничено, поэтому нужно постараться построить общение так, чтобы успеть подобно рассказать о своем успешном опыте. Но самое главное, важно помнить, что от маркетолога ожидают услышать не то, какой он креативный и какие «красивые» проекты запустил, а то, как эти проекты и маркетинговые акции увеличили оборот компании, сколько новых клиентов удалось привлечь.
Время на интервью ограничено, поэтому нужно постараться построить общение так, чтобы успеть подобно рассказать о своем успешном опыте
Больше всего работодатели не любят слышать на вопрос: «С чего вы начнете свою деятельность?» такой ответ: «Я начну с проведения маркетинговых исследований». После него у работодателя в голове рисуется следующая картина: «Так, сначала исследования – попросит денег, потом акции – попросит денег, а результаты когда?».
Поэтому перед собеседованием Алене желательно собрать максимум возможной информации по рынку интернет-операторов и продумать, что она сможет предложить компании для роста ее бизнеса. Если соискательница покажет, что уже имеет представление о рынке, правильно рассуждает, думая, прежде всего, о росте клиентской базы, то успех ей обеспечен.
Ирина Павлова, консультант группы продаж и маркетинга кадровой компании AVANTA Personnel:
– Здесь важно понимать, какую роль играет каждый из этапов собеседования (см. статью «Собеседование от А до Я»).
Первый этап интервью – ознакомительный. В процессе разговора HR-менеджер составляет о специалисте общее мнение.
Второй этап собеседования – практический. Встреча проходит, как правило, уже с линейным руководителем. Поэтому в процессе собеседования будут затрагиваться в основном вопросы профессионального характера. Руководителю интересно узнать о квалификации претендента на должность, его опыте, достижениях, какие задачи ему приходилось решать на предыдущих местах работы. Важно понимать, что руководителя в первую очередь будет интересовать то, насколько предыдущий опыт кандидата соотносится с теми задачами, которые стоят перед ним в компании.
Руководителя в первую очередь будет интересовать то, насколько предыдущий опыт кандидата соотносится с теми задачами, которые стоят перед ним в компании
И здесь, безусловно, нужно ориентироваться на фактическое содержание желаемой должности. Такое понятие, как «менеджер по маркетингу», в последнее время становится все более размытым. На рынке проявляется тенденция «дробления» данных специалистов-универсалов на узкопрофильных: аналитиков, бренд-менеджеров (см. справку о профессии), трейд-маркетологов и т. д.
Поэтому нужно понимать и знать, какой функционал включает желаемая должность и насколько он соотносится с предыдущим опытом работы.
После второго этапа собеседования претенденту на должность, как правило, дается практическое задание, которое может состоять из одного или нескольких блоков. По результатам выполнения этого задания, а также по результатам второго этапа собеседования, работодатель будет принимать окончательное решение – кого из двух финальных кандидатов предпочесть.
Приведу несколько советов, которые помогут Алене успешно пройти второй этап собеседования:
1. Подготовить самопрезентацию. Лучше разбить ее на функциональные блоки. Так соискательнице будет удобнее структурировать свои мысли на собеседовании, даже если она будет волноваться. Если должность предполагает знание английского языка – стоит подготовить два варианта презентации на русском и английском языках.
2. Опыт работы в каждой компании обязательно должен быть отмечен результатами – чего Алене удалось добиться.
На собеседовании оцениваются не только профессиональные, но и личностные качества претендента на вакансию
3. Отдельным пунктом нужно подготовить ответ на вопрос, который соискательнице могут задать: «Почему Вы хотите работать именно в этой компании?». Лучше написать ответ тезисно и привести несколько причин.
4. Стоит сделать «шпаргалку» из ответов на вопросы: «Почему именно я подойду на эту позицию?» «Что я могу предложить компании?», т. е. перечислить свои ключевые навыки и компетенции.
Напоследок стоит отметить, что на собеседовании оцениваются не только профессиональные, но и личностные качества претендента на вакансию. Идеальным считает кандидат, который сможет вписаться в компанию и коллектив не только как профессионал, но и как личность.