На Востоке, на Кавказе, как известно, живет много народов. Каждый из них имеет свои язык, традиции и культуру.
Лезгинка - один традиционных кавказских танцев. Он, своего рода, эмблема, или визитная карточка любого кавказца. Красивейший танец лезгинка - это выражение души гордого, свободолюбивого, темпераментного, мужественного народа. Характер танца идёт от степенного до энергичного, он плавно переходит от грациозных движений к сложным техническим трюкам. В лезгинке свободно сочетаются скользящие, летящие движения, напоминающие полёт сокола. Юноши в танце, словно горные туры, зависают в воздухе, в прыжках и сложных пируэтах.
Существуют три вида лезгинки: сольная, парная, массовая. В многовековых кавказских традициях, где скромность и уважение юноши к девушке сохраняется и до сих пор, неприлично выражать свои чувства и говорить о них публично. Поэтому свою симпатию они выражают в танце. Юноша и девушка танцуют на некотором расстоянии друг от друга. Они двигаются по кругу, выполняя сложные технические движения того, или иного рисунка. Взгляд юноши гордый, горящий. Весь танец он старается заглянуть девушке в глаза, девушка же не смеет поднять взор, но неустанно следит за его движениями, оценивая партнёра. Движения её выражают неприступность. В танце происходит своего рода игра. Если юноша приглянулся девушке, то она послушно плывет впереди, завлекая его за собой. Заканчивается танец обоюдным поклоном друг другу.
Кроме лезгинки, горцы танцуют много танцев. В Дагестане пятьдесят три народа. Основную массу составляют: лаки, авары, даргины, кумыки, лезгины. И у каждого свой танец. Все они отличаются от лезгинки - более энергичные, и технически сложные. И юноши и девушки владеют сложными элементами, например: дасма, ковырялка, выброс ноги, и т.д. Танец идёт по четко заданному рисунку.
Необычайной красотой отличаются танцы грузинского, осетинского, азербайджанского, армянского народов.
К примеру, грузинский танец «Картули» требует от танцора большого мастерства, пластичности и ловкости. Или танец «Ханджлури» - танец с кинжалами, в которых исполнитель с размаху кидает кинжалы. Преимущественно, он должен попасть в землю, и с высокой кучностью. Сам, становясь между кинжалов, или обходя их то с одной, то с другой стороны, делает быстрые скользящие движения, «Гасму», так ловко, что не задевает кинжалов.
Девичий танец «самаЯ» исполняется тремя девушками. Плавные грациозные движения сменяют друг друга, создавая ослепительной красоты рисунок.
Азербайджанским танцам свойственно большое различие между женскими и мужскими танцами. И по рисунку и по наполнению. Основой женского танца является движение рук, плеч, голов, причём эти движения мягкие, сдержанные, строгого рисунка. В костюмах азербайджанских танцовщиц – длинные юбки, полностью скрывающие движения ног, и всё внимание зрителя на верхней части танцовщицы. Поэтому рисунок танца отшлифован и доведён до высшей степени совершенства. Наиболее популярные женские азербайджанские танцы: «Иннабы», «Узундара», «Джейранны», «Таракяма».
Распространённый мужской армянский танец «Колосыпрген» («По краю колеса»). Это сольный или групповой танец. Первая часть его исполняется в медленном темпе, и строится на строгих, горделивых, полных достоинства движениях. Вторая часть танца более быстрая. В ней танцующие проявляют силу и темперамент. В обеих частях используется взмахи шёлковым платком, умело подчёркивая наиболее значительные моменты движений. Танцоры двигаются вдоль авансцены из стороны в сторону, то вперёд, то назад по сценической площадке.
Для женских армянских танцев характерна своеобразная величавость и вместе с тем скромность. С древних времён им присуща необычайная выразительность рук. Танцовщицы словно поют руками. Например, танец «Нунуфар» («Тюльпан») строится по кругу. Ему свойственны медленные, плавные движения, мягкая поступь, лёгкое сбрасывание кистей рук вверх. Красота девушек сравнивается с красотой цветка, движения рук создаёт впечатление раскрывающегося тюльпана. К числу старинных армянских танцев относятся массовые хороводы. Они бывают женские и мужские, и смешанные. Основную роль в танце играет первый танцор, который именуется «Генд-баш» («глава круга»). Он высоко взмахивает платком над головой, даёт знак к началу танца, к изменению хода, и к финалу.
Одежда и обувь для занятия удобная для свободного движения. Эластичные брюки или лосины. Топ или гимнастический купальник.
На ногах кожаные туфли на кожаной подошве с застежкой на щиколотке или чешки.
Источник: marte.ru