![]() |
|
|
![]() |
Главная ->Мир денег ->
«Трудные» клиенты
«Трудные» клиенты
![]()
Можно относиться к «трудному» клиенту как к назойливой мухе, от которой хочется отмахнуться. Однако это индикатор, сигнализирующий о проблемах компании.
Эх, клиенты! Сколь много эмоций у нас они вызывают. Иногда радостных: когда мы заключаем выгодный контракт или завершаем успешный проект. А иногда они нас очень раздражают. Именно таких клиентов обычно называют «трудными». Как это проявляется Для начала рассмотрим наиболее типичные ситуации. • Клиент постоянно недоволен, придирается к нам • Клиент «сам не понимает, чего хочет» • Клиент нам хамит • Клиент «прогибает» нас по цене, например, устраивая тендер • Клиент намекает на откат • Клиент собирает подробные предложения со всех поставщиков, а потом использует их, чтобы удовлетворить свои потребности собственными силами • Клиент задерживает оплату наших товаров/услуг Понять причины Естественно, чтобы решить проблему, нам надо понять ее истоки. Причем, если мы один раз хорошенько проанализируем причины и предпримем соответствующие меры, проблема может больше никогда не возникнуть. Это проще, чем каждый раз «тушить пожары». Для начала я бы предложил разделить причины на объективные и субъективные, то есть те, которые существуют только в голове сотрудника. Если у другого сотрудника получается нормально работать с этим клиентом, значит, причина была субъективной, а второй сотрудник просто более профессионален. Например, нередко в магазинах приходится сталкиваться с ситуацией, когда некоторых продавцов раздражают все клиенты: от дел «важных» отвлекают, покурить не дают. Провоцируем сами Часто мы сами провоцируем клиента на то, чтобы он стал для нас «трудным». Как это происходит? • Невнимание сотрудника к клиенту как личности и неумение понять, что ему действительно нужно • Назойливость продавца и различные формы «впаривания» • Высокомерное отношение к клиенту. К примеру, раньше такое часто встречалось в компьютерных магазинах • Наоборот, стремление максимально «прогнуться» под клиента, выполнить ЛЮБОЙ его каприз. После этого клиент обычно «садится на шею» • Некомпетентность продавца. А может быть, проблема глубже, и ваша компания распыляется и берет заказы в той области, в которой недостаточно разбирается? Прогиб по ценам отчасти объективен, но все же сильно зависит от конкретного сотрудника с нашей стороны и степени его «прогибаемости». Нередко продавцы дают скидку, как только клиент намекает на это, а иногда и раньше. Впрочем, это может быть вызвано и системой мотивации компании: если вы платите работникам только за оборот, то вы его и получите. Задержки по оплате часто происходят по нашей вине: от простой невнимательности к объему дебиторки и неумения (а порой и нежелания разговаривать с клиентом на такие «неприятные» темы) до неграмотно составленных договоров. Как предотвратить Есть два способа мыслить. Первый: все зависит от меня, я – причина всех своих достижений и проблем. Второй: я – лишь «жертва обстоятельств». Каждый человек склонен либо к тому, либо к другому способу мышления. А теперь скажите, какой перспективнее? Практика подсказывает, что первый. А значит, если у меня много «трудных» клиентов, я что-то делаю не так и могу это исправить. Можно относиться к «трудному» клиенту как к назойливой мухе, от которой хочется отмахнуться. Однако на самом деле это индикатор, который сигнализирует нам о том, что что-то у нас не так. По своей практике могу сказать, что любой такой клиент заставляет нас развиваться, становиться лучше, конкурентоспособнее. Как говорил Ницше: «Все что нас не убивает, делает нас сильнее». СИСТЕМА ПРОДАЖ. Для начала желательно навести порядок в системе продаж, «разгрести бардак». Четко прописать бизнес-процессы продаж, должностные и рабочие инструкции для сотрудников. Причем, реальные, а не такие, которые пишут «для галочки». В инструкциях должны быть прописаны стандарты работы компании: каков алгоритм продаж, как вести себя с клиентом. Вплоть до того, как его приветствовать и как с ним прощаться. Замечу, что инструкции мало написать, их еще надо внедрить, и это не просто «дать под роспись», а реально натренировать персонал до автоматизма. ПРОБЛЕМЫ КОМПАНИИ. Часто бывает, что проблемы с клиентами – лишь симптом, который показывает более глубокие проблемы организации. Например, проблемы с планированием, производством, логистикой, нестыковки между подразделениями. А клиент оказывается в этой ситуации «крайним». Как тут не стать «трудным», когда твой заказ теряют, сроки срывают и т.д.? То есть порядок надо навести и там. ОБУЧЕНИЕ ПРОДАВЦОВ. Это самый распространенный вид тренингов, которые есть в нашей стране. Однако у меня есть ощущение, что для того, чтобы достичь в России нормального уровня сервиса, работать нашему брату тренеру надо еще лет сто. Когда планируете тренинг, обратите внимание, чтобы это были не просто «веселые попрыгушки», а реальная тренировка, а по сути – «дрессировка» на выполнение стандартов компании. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФИРМЫ. Определите их и примите решение по непрофильным услугам: возможно, вам есть смысл отказаться от них, чтобы не портить себе имидж. ЦЕНЫ И СКИДКИ. Также надо отладить ценовую политику, определить полномочия сотрудников по «раздаче» скидок. Довести до ума мотивационную схему. Что делать прямо сейчас? Хорошо, сегодня вечером вы сядете и спокойно обдумаете, как быть дальше, как сделать так, чтобы подобные сложные ситуации не повторялись в будущем. А что сейчас, если конфликт в разгаре? УСПОКОЙТЕСЬ, для начала, сами – это добавит адекватности и вам, и клиенту. Пока человек в эмоциях, здраво рассуждать трудно. Перед каждым ответом берите небольшую паузу, взвешивайте каждое слово. Восстановите дыхание, дышите медленно и глубоко. СКАЖИТЕ СЕБЕ: «Этот клиент – хороший человек, просто у нас есть некоторые недоразумения. Он очень важен для меня. Я могу с ним нормально общаться и договариваться». Разделите свое отношение к нему как к личности (у профессионала оно, конечно, должно быть профессионально позитивным) и к обсуждаемому вопросу. Настройтесь на то, что вы сейчас совместно решаете общую задачу, т.е. вы «по одну сторону баррикад». Для этого хорошо регулярно использовать выражение «мы с вами» вместо «вы» и «я». Совместно сформулируйте общую цель, например, «договориться о взаимовыгодном долгосрочном сотрудничестве». НЕ ПРОТИВОРЕЧЬТЕ КЛИЕНТУ, а находите здравые мысли в его словах и присоединяйтесь к ним, периодически вставайте на его позицию. Однако всегда помните и о своих интересах и регулярно переводите разговор в выгодное вам русло. Вы должны быть настойчивы, но при этом любезны: «стальная рука в бархатной перчатке». ПОЙМИТЕ ЕГО ПОТРЕБНОСТИ и искренне стремитесь решить его задачи. Говорите о его выгодах. Если вы не будете этого делать, все остальное – напрасно. Если клиент «льет на вас негатив», то запомните основные пункты, по которым он вас обвиняет: обычно дыма без огня не бывает, и в его словах много правды. Используйте эту информацию, чтобы исправить недостатки – свои и компании. Если хамит, то сохраняйте корректность сами, но напомните ему о правилах приличия. НАЙДИТЕ ЧТО-ТО ПОЗИТИВНОЕ или забавное в клиенте, по-доброму улыбнитесь внутри и снаружи. Если разговор зашел в тупик, пошутите или временно смените тему разговора. Предложите ему чашку чая. Смените позу или место разговора. Вовлеките в разговор другого человека с вашей стороны. Вообще-то об искусстве переговоров написано уже так много, что нет смысла более подробно обсуждать эту тему в данной статье. Если он все-таки «трудный»? И все-таки они есть, действительно «трудные» клиенты. С которыми ваши сотрудники поработали грамотно, корректно, профессионально. А от клиента по-прежнему только негатив и проблемы. Попробуйте передать его другому, более опытному сотруднику или руководителю. Возможно, у них получится, а клиент будет рад тому, что ему уделили столько внимания. Если не помогает – взвесьте все плюсы и минусы работы с этим клиентом, оцените его перспективность. Может быть, вы примете решение с ним расстаться. В этом случае сохраните в базе данных клиентов информацию о нем с соответствующими пометками. Важно, чтобы решение прекратить работу с клиентом принимал не рядовой сотрудник, а руководитель. Когда решите расстаться с клиентом, то пусть это пройдет гладко: если клиент затаит на вас обиду, то он расскажет о вас очень многим. Надеюсь, что после прочтения этой статьи вы найдете способы так организовать свою работу с клиентами, чтобы среди них почти не осталось «трудных». www.nastol.ru Статьи по теме
Сейчас стать индивидуальным предпринимателем не проблема. Очень многие начинают зарабатывать и наращивать свой капитал именно с этого. Но мало стат...
На официальном интернет-представительстве Генеральной прокуратуры в рубрике «Борьба с коррупцией» открыт раздел «Прокурорский надзор...
И вот свершилось… Кризис или его отголоски добрались-таки и до вас, и вы благополучно (а может быть, и не очень) остались без работы.
... В условиях Сибири на первый взгляд кроме нефти и газа есть еще одно, причем восполняемое, природное богатство. И естественно самым простым решением... В понедельник, в городе Иркутск состоялась регулярная конференция Дмитрия Рогозина – сопредседателя Российско-Китайской комиссии и делегата В...
Денег хочется давно и всерьез, а разговор с начальником все откладывается? Трудно сознаться самому себе, что это мы сами ищем отговорки и откладываем ...
Металлопрокат — это изделия из чугуна и стали разной формы, которые применяются в самых разных областях строительства и промышленности. Помимо того, и...
Комментарии
Boss 08 октября 2009 г.
|
![]() По последним опубликованным данным, фигуранту одного из самых скандальных дел в Иркутской ![]() Как стало известно, мэр города Иркутск принял довольно нетривиальное и совершенно неожиданное ![]() Совсем недавно портал по поиску работы и персонала HeadHunter совместно с сайтом ![]() В г.
![]() Максим Соколов, руководитель ведомства по транспорту Иркутской области сообщил о том, что ![]() Большой Голоустный находится в 110 км. от г. Иркутск, но то расстояние, что разделяет два ![]() Прошедшая итоговая отчётная конференция регионального союза строителей подтвердила, что в данный ![]() На Иркутскую область обрушилось бедствие – масштабными лесными пожарами сорван ![]() Малые архитектурные формы, являющиеся нестационарными торговыми точками – будут сносить. ![]() В
Многие страны в мире заняты поиском альтернативных источников энергии, избегая угольных ТЕЦ и Как ни надеялось украинское правительство на поддержку своей дырявой армии странами НАТО и в Демократия вернулась в ту страну, которая ее навязывает всему остальному миру и теперь мировая Из разных исторических источников можно узнать, как и когда развивался Великий Чайный Министерство экономического развития РФ и администрация Прибайкалья получили от Дмитрия Одним из источников прибыли тех, кто не хочет вести свои дела законным путем, является вырубка ![]()
Вопросов: 7.
Конференция завершена
На вопросы отвечает: Сокольникова Галина Александровна, квалифицированный инструктор групповых программ высшей категории
![]()
Вопросов: 25.
Конференция завершена
На вопросы отвечает: Боровик Алексей Алексеевич – бизнес-тренер, директор Центра личностного роста «Академия успеха».
![]()
Вопросов: 4.
Конференция завершена
На вопросы отвечает: На вопросы отвечает Белогорохов Владимир директор филиала Международной Академии Биржевой Торговли в г. Иркутск
Сейчас читают: |
За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель
|
||